Интернет по-русски: сможет ли рунет в ближайшие 5 лет реализовать «сказочный» потенциал роста?

Применительно к интернету людей классифицируют на две категории: одни им пользуются, другие о нем не знают. Причем, очевидно, что вторая категория со временем становится все малочисленнее, а первая разрастается уже даже не столько за счет количества юзеров, сколько благодаря качеству и количеству пользовательских функций. Интернет вошел в нашу жизнь, опутал своей невидимой сетью, стал частью нас. Когда он вдруг «пропадает», мы почти физически ощущаем, как рвутся эти нити, вышвыривая нас из общей жизни…

Появились понятия «философия интернета», «психология интернета», «социология интернета», «экология интернета», «экономика интернета». То есть интернет давно уже воспринимается не просто как часть культурной жизни общества, это средство производства материальных благ, целая индустрия. Сеть все увереннее и увереннее осваивает мировое экономическое пространство. Как подсчитали специалисты Google, вклад интернета в ВВП стран «большой двадцатки» в 2011 году составил 4,1%, или $2 трлн. К 2016 году может достичь уже 5,3%. Иллюстрируя слова о более глубоком проникновении «всемирной паутины» в жизнь общества, директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Russia Марина Жунич сообщила, что нынешних людей можно условно назвать поколением connected, потому как результаты проведенного компанией исследования говорят о том, что 91% наших современников спят со смартфоном под подушкой. Почти 77% юзеров, занимающихся поиском информации через мобильный телефон, находятся в комнате, где есть доступ к стационарному интернету или городскому телефону.

По словам замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, в российской интернет-индустрии сегодня заняты около 5 млн человек, и производительность труда в сети и интернет-зависимых отраслях в 3 раза выше, чем в целом по стране.

Российские специалисты попытались подсчитать: сколько же денег «зарабатывает» интернет? Второй год подряд в стране проводится экономическое исследование этого поистине уже необъятного интернет-рынка — оно так и называется «Экономика Рунета». Методика исследования разработана в 2012 году Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), при экспертной поддержке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и Boston Consulting Group (BCG). Официальная презентация итогов исследования «Экономика Рунета 2012-2013» состоится в ближайший четверг, 17 октября, в рамках Недели российского интернета 2013. Но краткие основные сведения, так называемую «light-версию», авторы предоставили в распоряжение журналистов уже сейчас.

Замдиректора высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ Илья Кирия, рассказывая о методике исследования, сообщил, что презентуемая в этом году работа качественно отличается от прошлогодней, поскольку специалисты учли критические замечания экспертного сообщества, высказанные по результатам исследования 2011-2012 года. В частности, была проведена работа по рейстайлингу карт рынков. Таким образом, авторы в этом году расширили перечень исследуемых сегментов, в тоже время объединив их в более крупные рынки. Кроме того, в 1,5 раза было увеличено число участвовавших в опросах экспертов интернет-рынка — на этот раз опрашивалось 290 экспертов (в прошлом году было 170 человек).

По словам директора РАЭК Сергея Плуготаренко, в 2013 году средний рост исследованных сегментов составит примерно 26% к объему прошлого года, что значительно превышает средний рост экономики России в целом, а также многих отдельных сегментов экономики страны. В 2012 году объем российской интернет-экономики вырос на 39% (при прогнозе 30%) и составил 831 млрд рублей, что эквивалентно 1,3% ВВП России. В 2011 году суммарный размер наиболее активно развивающихся сегментов экономики рунета был сравним с 1% ВВП. Из названных 831 млрд рублей примерно 563 млрд рублей пришлось на рынок контента и сервисов и 268,7 млрд рублей на рынок электронных платежей.

Сергей Плуготаренко отметил также, что размеры экосистемы интернет-зависимых рынков, включающих доступ в интернет, инвестиции в интернет-компании и электронную B2B-коммерцию составили в 2012 году более 4,3 трлн рублей, что сравнимо с 6,9% ВВП России. По сути, за 2012 год объем этих рынков увеличился примерно в 1,7 раза, поскольку по итогам 2011 года показатель составлял 2,52 трлн рублей или 4,62% ВВП.

Предметом непосредственного исследования стали 4 основные экосистемы рунета: 1. Реклама и маркетинг. 2. Коммерция и платежи. 3.Инфраструктура. 4 Игры. Эти экосистемы в свою очередь разделены на сегменты. Если подробнее, то экономическая картина выглядит примерно следующим образом.

На момент проводимого исследования объем рынка медийной рекламы составил 19,2 млрд рублей, что на 21 % больше чем в 2011 году. Ожидаемый рост в 2013 году составит еще 16%. Контекстная реклама в 2012 году набрала в объеме 37,55 млрд рублей, рост к 2011 году составил 55%. Прогноз на 2013 год — еще 28%. Видеореклама выросла на 118%, до 1,74 млрд рублей, прогноз на 2013 — 72%. Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 10,24 млрд рублей, что на 20% выше предыдущего года. Прогноз на 2013 — 19%. Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях увеличился в 2012 до 4,67 млрд рублей, прогноз роста на 2013 — 32%.

Сфера электронной коммерции в России была исследована в 4 сегментах: онлайн-ритейл в объеме 284,96 млрд рублей; электронные платежи в объеме 268,7 млрд рублей, а также рынок цифрового контента в интернете (видео, музыка, книги), который составил 5,07 млрд рублей. Сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 153,20 млрд рублей, что на 40% больше по сравнению с предыдущим годом, прогноз роста в 2013 — 29%.

Объем доменного рынка составил 2,18 млрд рублей, хостинг-индустрии — 4,38 млрд рублей, прогнозы по росту на 2013 год — 13% и 18% соответственно. Объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 3,22 млрд рублей в 2012 году с ожидаемым ростом в 53%.

И наконец последняя экосистема рунета — игровой рынок (включает цифровую доставку игровых приложений через интернет, игры в социальных сетях и на мобильных платформах, а также продажу виртуальных товаров и сервисов внутри игровых приложений) составил 28,58 млрд рублей в 2012 году. Прогноз роста на 2013 — 24%.

Кроме того авторы исследования спрогнозировали развитие интернет индустрии России в ближайшие 5 лет. Этот прогноз предполагает 4 сценария развития.

Инновационный сценарий. Его еще можно назвать идеалистическим или «сценарий-сказка», поскольку он исходит из почти несбыточных исходных данных, а именно: деловой климат в стране улучшается, экономическая обстановка становится всё более благоприятной. На этом фоне будет быстро повышаться доля использования интернета компаниями, в том числе в области маркетинга. Государство проведет ряд мер по стимулированию безналичных платежей и развитию внутреннего рынка, и вернется к политике невмешательства в регулирование интернета. В полной мере реализуются федеральные и региональные программы, направленные на повышение конкурентоспособности и экономической эффективности российского сегмента сети интернет с привлечением экспертов, научных деятелей по интернет-проблематике, международных аналитических агентств. Среднегодовой рост рынка в этих условиях до 2018 года может составить 35-40%.

Подробнее: http://www.finam.ru/analysis/forecasts01404/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *